myPlayStation

Лента Обзоры Игры
Обзор Project Zero: Maiden of Black Water (2021)

Ужас из прошлого

Ох уж этот 2014 год! Нераскрывшееся «американское» кольцо на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи, последний перевод часов на зимнее время, скоропостижный референдум по присоединению Крыма и Севастополя, доллар по ₽32 за штуку и многое другое. А ещё тогда на Wii U вышла Project Zero: Maiden of Black Water — пятая часть франшизы Project Zero (она же “Fatal Frame”, она же “Zero”) в жанре survival horror японской компании KOEI TECMO. Спустя 8 лет KOEI TECMO Europe предлагает нам вспомнить былое и пощекотать нервишки её ремастером.

Охотники за привидениями

Действие Project Zero: Maiden of Black Water происходит в окрестностях священной горы Хиками, также известной как «Гора смерти». Люди здесь совершают суициды, а в воде обитают злые духи. В центре событий три игровых персонажа: Юри Козуката отправляется на поиски исчезнувшей знакомой, Рэн Ходзё собирает материалы для новой книги, а Миу Хинасаки ищет пропавшую мать. Вооружившись фонариком и специальным фотоаппартом (Camera Obscura), способным взаимодействовать с духами, герои отправляются на гору. Также у персонажей есть способность видеть что-то вроде астрального следа, который помогает ориентироваться на местности в поисках нужного направления.

Геймплейно игра предлагает две активности. Основная — фотографирование. Фотографировать придется много. Во-первых, это боевая механика. С помощью камеры-обскура игроку необходимо делать фотографии агрессивных призраков, чтобы нанести им урон. Каждый успешный шот вынуждает духа источать специальные мистические частицы, сфотографировав которые можно нанести дополнительный урон. Поймав в одном кадре и призрака, и 5 или более частиц, игрок наносит врагу усиленный урон, а если дух ещё и атакует, то активируется сокрушительный удар - тот самый “Fatal Frame”.

Бои проходят исключительно от первого лица
Бои проходят исключительно от первого лица

Помимо этого в игре присутствуют неагрессивные призраки, которые то и дело показываются в разных местах, и рассказывают свою историю. Их тоже нужно фотографировать. Наконец, с помощью фотоаппарата нужно восстанавливать «призрачные» предметы - сюжетные записки и тому подобное, и решать головоломки следующего плана: дали фото — сделай такое же.

Главное вовремя сообразить, что нужно достать камеру и сделать фото.
Главное вовремя сообразить, что нужно достать камеру и сделать фото.

Фотофилия разбавляется второй активностью — изучением. По локациям разбросаны ресурсы первой необходимости (хилки, плёнки для камеры) и документы, раскрывающие лор. Однако определить местонахождение и тех, и других не составляет труда: в игре присутствуют специальные индикаторы, показывающие направление к ближайшему предмету, который в свою очередь подсвечивается и мерцает.

Структурно игра разделена на главы. За прохождение главы и выполнение активностей игрок получает оценку и очки, которые можно потратить либо на закупку ресурсов, либо на прокачку камеры и линз. Линзы дают камере специальную абилку, используя которую можно, например, восстановить часть здоровья, а улучшение ускоряет перезарядку плёнки или увеличивает урон. И это критически важно, но не для геймплея.

Стоит всё дорого, не разгуляешься.
Стоит всё дорого, не разгуляешься.

В лучших традициях J-Horror

Цель Project Zero: Maiden of Black Water — сосредоточить внимание игрока на психологической составляющей ужаса через потенциальную напряжённость момента. Идея не в том, чтобы раскидать точечно тут и там скримеров, а поиграться с мыслями игрока по поводу происходящего. Оккультизм, тема суицида, полтергейст, темные лесные ландшафты, заброшенные здания и подземелья, зловещая музыка — всё это постоянно давит на психику игрока. В совокупности с крайне размеренным темпом достигается очень интересный эффект погружения в добротный японский ужастик.

Во флешбэках призраков игра выдаёт кадры в духе, например, Ju-On
Во флешбэках призраков игра выдаёт кадры в духе, например, Ju-On

Вот только приедается это все в течение первых двух глав. Во время длительной игровой сессии (только на прохождение второй главы с учётом изучения локации может уйти до 1.5 часов времени) начинает раздражать нерасторопность всего, что делает персонаж: передвижение, подбирание предметов, открывание дверей. Сделано это осознанно и с определённой целью.

В игре периодически появляются «случайные» события в виде появления неагрессивных призраков, которых надо успеть сфотографировать до их исчезновения. Бегая, отреагировать на них сложнее. Медленное подбирание предметов — мини-игра на реакцию: игрока может схватить призрачная рука, в нужный момент необходимо отпустить кнопку, чтобы увернуться. Случается это редко.

Дверь персонажи открывают мучительно долго, как бы боясь того, что может быть за ней. Появление кого-то за дверью случается ещё реже. Сражаться с призраками не сложно, но муторно. Изредка игра форсирует темп, например, когда бросает на тебя сразу трёх врагов, которые к тому же ведут себя достаточно агрессивно. В отличие от предыдущих элементов, здесь игрок может что-то сделать — на помощь приходит прокачка камеры и линз, с помощью которой значительно ускоряются битвы.

И так каждую дверь, а их много
И так каждую дверь, а их много

В итоге, самостоятельно элементы выглядят интересно. Но когда игрок осознаёт, что за час прошёл эпизод, в течение которого дошёл через лес, выполненный в виде узкого коридора, в заброшенный двухэтажный дом, в котором по 3-4 комнатки на каждом этаже, попутно убив дюжину обычных и парочку особенных духов, похожих на мини-боссов, наступает апатия. К сожалению, техническое исполнение подливает масла в огонь.

Не баги, а фичи?

KOEI TECMO не скрывают, что целевая аудитория Project Zero: Maiden of Black Water — фанаты серии. Поэтому улучшения, сделанные в рамках ремастера, в основном косметические. Но это и не удивительно, оригиналу всего 7 лет. Ремастер получился весьма аккуратным, а возможно, и ленивым.

Отметим нововведения. Во-первых, в ремастер добавили  фоторежим. Настроек много, можно поиграться. Во-вторых, подвезли управление фотоаппаратом с помощью гироскопа DualShock/DualSence. Фишка интересная, но на пару раз. Во время боя проще работать стиками и бамперами. В-третьих, расширили ассортимент костюмов и аксессуаров для персонажей. Спасибо.

К визуальной части в целом вопросов нет — текстурки осовременены, освещение хорошее, тени на месте. К управлению — есть.

Во время дождя одежда героев промокает, после чего играть становится гораздо интереснее.
Во время дождя одежда героев промокает, после чего играть становится гораздо интереснее.

Project Zero: Maiden of Black Water играется специфично. Во главе проблем — конфликт камеры и передвижения. Игрок поворачивает камеру → персонаж разворачивается по направлению просмотра. Игрок начинает движение влево/вправо → камера уходит за спину. Стоит игроку объединить эти действия, случается беда. Также жизнь усложняет разворот на 180°. Для его выполнения нужно направить стик передвижения вниз и потом нажать бампер для «бега». Интересное решение.

На PS5 при 60 fps выглядит не так радикально, как на gif.
На PS5 при 60 fps выглядит не так радикально, как на gif.

В остальном игра выдает 60 кадров на PS5. Выбор “качество/производительность” отсутствует. Небольшие просадки были замечены лишь в паре заставок. Загрузки быстрые, буквально через затемнение экрана, будто смотришь фильм. На PS4 FAT fps по ощущениям плавает в районе 30-40, но крупных просадок на первых главах не было. Загрузки есть, но дискомфорта они не приносят. 

* * *

Project Zero: Maiden of Black Water при прохождении способна вызвать широкий спектр эмоций, от искреннего увлечения происходящим до горячего негодования по поводу топорности управления и кривости камеры. С другой стороны, как будто кто-то ждал другую камеру и интуитивное управление? Игра привлекает своей самобытностью, она не без проблем и местами устарела. Но это не значит, что люди, не знакомые с серией, не смогут получить от неё удовольствие. Всего-то нужно следовать правилам: не торопиться, тщательно изучать записки и вникать в лор. Также рекомендуем проходить игру короткими сессиями, например, по одной-две главы за раз. Поберегите свои нервы.

Плюсы:

  • Атмосфера японского фильма ужасов
  • Приятная картинка (особенно во время дождя)
  • Интересные находки и механики

Минусы:

  • Топорное управление
  • Японская камера
  • Медленный темп геймплея
  • Однообразные локации

myPS: 6.5/10

Автор: Иван М. Титекаев

Платформа: PS5

Время: 18 часов


Читайте также на myPlayStation