myPlayStation

Лента Обзоры Игры
Обзор NieR Replicant ver.1.22...

Второй шанс для NieR

У серии NieR довольно интересная история. Оригинальная NieR Replicant появилась на свет благодаря шуточной концовке Drakengard, которая вылилась в отдельную игру. Чтобы привлечь к игре большую аудиторию, Square Enix решила выпустить отдельную версию игры для запада с подзаголовком Gestalt. Все отличия между версиями заканчивались внешним видом главного героя и несколько измененными диалогами. По мнению издателя, на западе тема отцов и детей куда более актуальна, нежели отношения между братом и сестрой, как в стране восходящего солнца, поэтому для Gestalt главными героями были выбраны отец и дочь, в то время как в Replicant описывались взаимоотношения брата и сестры. Естественно, за канон считается именно Replicant.

Пресса и игроки не очень хорошо оценили новый проект Йоко Таро, который, к слову, в те времена знали разве что фанаты Drakengard. Даже по меркам того времени у игры был надоедливый игровой процесс и устаревшая графика. Однако среди монотонного гринда и однокнопочной боевой системы игроки отыскали великолепную работу с персонажами, интересную историю, интригующий сеттинг и, конечно же, музыкальное сопровождение, которое и по сей день выделяется на фоне остальных проектов всей развлекательной индустрии.

Сейчас слово NieR у многих на слуху, хотя в первую очередь оно скорее ассоциируется с полураздетым андроидом 2B из NieR Automata. Не возьмусь говорить о всех играх Йоко Таро, но в большинстве своём игры этого геймдизайнера “не то, чем кажутся на первый взгляд”. К примеру, игроки, которых затянула в NieR Automata стройная фигура 2B, нередко заканчивали игру, мягко говоря, не равнодушными. Это правило, отчасти, подходит и для Replicant: за типичной японской RPG кроется нечто большее. Стоит понимать, что оригинальная NieR игра нишевая, поэтому я решил, что рассказывать о ней стоит на основе личного игрового опыта. Некоторые моменты могут быть моей личной интерпретацией происходящего, и, естественно, могут расходится с мнением других игроков.

История длиною в тысячу лет

Недалекое будущее. Некий мальчик и его сестра Йона укрываются в полуразрушенном супермаркете от толпы агрессивных существ - здесь их называют тенями. В порыве спасти сестру наш главный герой прибегает к помощи лежащей на полу загадочной книги и обретает сверхъестественные способности, которые помогают разобраться с окружающими брата и сестру недругами. Таким образом нас знакомят с боевой системой. Следом события переносятся на... 1312 лет в будущее, где те же брат и сестра уже мирно живут в деревне. И всё бы ничего, но однажды Йону сваливает загадочная болезнь. Никто не знает что это за хворь и как её лечить, и поэтому главному герою ничего не остается, как отправиться на поиски лекарства.

Путешествуя по миру игры главный герой постепенно будет пополнять свой список спутников. Среди них летающий Гримуар Вэйс, полураздетая девица Кайнэ и застенчивый паренёк Эмиль. Раскрытию персонажей здесь уделена львиная часть игрового времени, что со временем выливается в очень интересный факт - главный герой и не центральный персонаж этой истории вовсе. Да, игрок исследует этот мир именно от его лица, он всегда в центре событий и принимает в них непосредственное участие, однако, всё сводится к одному знаменателю. Главные лица игры - это ваши спутники. Именно ваши, а не главного героя. Да, главный герой - это именно игрок. И этому выводу способствует несколько доводов: у брата Йоны нет своего, отличительного характера; его поступки по большей части совпадают с тем, как бы поступил игрок в текущей ситуации; игра практически не дает никакого выбора, однако логика, которой руководствуется наш подопечный, в большинстве случаев совпадает с логикой игрока. В конце концов, имя ему выбирает сам игрок. Я соглашусь, что у всех людей разный характер и действия могут отличаться в зависимости от ситуации и характера человека, но здесь кроется главное достоинство и, одновременно, недостаток игры - если вы одобряете действия главного героя, то, соответственно, вам будет легче вжиться в его “шкуру”. И наоборот, чем меньше вам симпатизирует главный герой, тем сложнее будет погрузиться в происходящее.

Новые лица персонажей хоть и стали качественнее, но лицевая мимика по личным ощущениям стала хуже
Новые лица персонажей хоть и стали качественнее, но лицевая мимика по личным ощущениям стала хуже

Как и в Automata, чтобы понять происходящее, нужно пройти игру несколько раз. Этот уникальный приём Йоко Таро использовал еще в Drakengard, но в Replicant он раскрылся в полной мере. Каждое новое прохождение будет проливать свет на уже знакомые события с другой стороны, представляя перед игроком всё новые и новые переменные, которые ему необходимо учитывать, анализируя происходящее. Если при первом прохождении все четко делится на черное и белое, то последующие начинают смешивать всё в серые тона и заставляют задуматься: “а правильно ли поступает главный герой?”.

Каждый член вашей компании имеет достаточно уникальный характер, что нередко выливается в споры между спутниками. Кайнэ - очень упрямая девушка, не чурается ругаться при каждом удобном случае, но все равно способна пожертвовать собой ради общего блага, хотя ни при каких условиях не покажет этого в обычной обстановке. Добрый паренёк Эмиль всегда готов прийти на помощь или поддержать друга, но имеет за душой довольно пугающий бэкграунд. Гримуар Вейс - тот что летающая книга - имеет огромный жизненный опыт ввиду своей продолжительной жизни. Довольно высокомерен, но в случае чего непременно поможет спутникам советом. У каждого имеется по скелету в шкафу, а то и несколько, и игроку придется вытащить каждый из них. В мирное время эта троица не упускает шанса поболтать между собой, что нередко выливается в довольно забавные потасовки между Кайнэ и Вейсом. За ними попросту приятно следить.

Во время странствий наша компания побывает в разных местах. Родная деревня главного героя, что служит центром местного мира, соединяет между собой различные локации, среди которых город Фасад и окружающая его пустыня, таинственный лес, свалка роботов, родная деревушка Кайнэ и портовый городок у моря. В каждом из них игроку придется побывать не раз и не два, это уже не говоря о том, что выполняя побочные задания нередко придется бегать туда-сюда по несколько раз. Да, перемещаться приходится на своих двоих, и даже местное быстрое перемещение, которое открывается на позднем этапе игры, сильно это дело не упрощает. 

В свободное от уничтожения теней время можно и огородом заняться.
В свободное от уничтожения теней время можно и огородом заняться.

Упомянутые в начале тени являются главным источником хлопот для нашей компании. Бестиарий здесь довольно скуден и насчитывает от силы десять видов врагов, если не учитывать боссов. В большинстве случаев это три вида теней: маленькие, средние и чуть побольше, и их бронированные варианты на более поздних этапах игры. И только на заброшенной фабрике им на смену приходят несколько видов роботов. 

Зато оружия в игре хватает с лихвой. Тут тебе и около десятка видов одноручных мечей, и копья, и тяжелое оружие, чтобы расправляться с бронированными противниками. Как это принято в жанре RPG у каждого свои характеристики, которые можно улучшать привычной прокачкой или применять на них слова. Последнее выполняет роль баффов, и в зависимости от слова может улучшить показатель атаки или наложить какой-нибудь эффект, вроде отравления. Традиционное улучшение оружия доступно только на заброшенной фабрике, здесь же придется “гриндить” ресурсы, чтобы его улучшать. Хотя последнее совсем не обязательно: игру можно без проблем пройти и без улучшений даже на среднем уровне сложности. И поспособствовала этому новая боевая система.

В NieR Replicant ver.1.22… боевая система, к счастью, была полностью переработана. В оригинальной версии “боевка” представляла из себя нудное закликивание врагов одним ударом. Не было ни комбинаций, ни каких-либо спецприемов, или даже простейшего захвата цели. При разработке обновленной версии Toylogic оглядывались на творение мастеров из Platinum Games, отчего новая “боевка” довольно сильно похожа на NieR Automata, хотя по качеству исполнения все же уступает. В новой версии появились цепочки ударов, которые можно объединять в комбинации или отменять в перекаты (раньше игрок ничего не мог сделать, пока активна анимация удара). Парирование теперь работает как должно, добавили захват цели и наконец-то магию можно использовать одновременно с ударами. Но с новой “боевкой” пришли и новые проблемы. 

Рыбалка - еще один вид активности помимо садоводства.
Рыбалка - еще один вид активности помимо садоводства.

Расправляться с противниками стало гораздо легче, но из-за этого пострадал изначальный баланс, который, по какой-то причине, забыли адаптировать к новой боевой системе. К примеру, раньше убийство летающих противников ничего кроме истерики не вызывало: приходилось долго наводиться и стрелять, при этом вы не могли в это же время использовать обычные  удары, чтобы отбиваться от наземных врагов. И все это при 30 кадрах в секунду на PS3. Теперь же достаточно зажать        “таргет лок” и кнопку стрельбы, и все летающие враги вокруг игрока умирают за считанные секунды. Кроме того, с баффами в виде слов оружие и магия могут наносить колоссальный урон. Доходит до того, что очередной босс может упасть уже через пару секунд после начала битвы. И все это на среднем уровне сложности. Изменения практически не коснулись использования магии. Она, как и раньше, насчитывает около десятка спецприемов, каждый из которых имеет свое применение: от обычного выстрела проджектайлом или удара по площади вокруг главного героя до защиты от вражеских атак. 

Кроме основной сюжетной линии в игре доступно большое количество побочных заданий, многие из которых похожи на типичное “сбегай туда-то”, “найди то-то” или “принеси мне столько-то ресурсов”. Тем не менее, сбрасывать со счетов все сайд-квесты не стоит, среди них есть найдутся несколько великолепных заданий. Одни способны рассказать неплохую историю, другие могут заставить улыбнуться. Одно даже позволит главному герою почувствовать себя дачником, который ухаживает за огородом у дома. Кроме того, в обновленной версии добавили совершенно новое задание, которое хоть и начинается с “подай-принеси”, но заканчивается чуть ли не хоррором на потерпевшем крушение корабле. 

Не обошлось и без референсов в сторону NieR Automata.
Не обошлось и без референсов в сторону NieR Automata.

Йоко Таро любят за его подход к геймдизайну. Игравшие в NieR Automata должны понимать о чем я. Большую часть времени NieR Replicant представляет из себя слэшер с элементами RPG, но нередко превращается то в платформер, то в изометрический экшен с видом сверху, то в нечто похожее на оригинальный Resident Evil со статичной камерой. В какой-то момент игра вообще становится текстовой новеллой с элементами головоломки. Сейчас трудно представить игру Йоко Таро без подобного жонглирования перспективой камеры и целыми жанрами.

Но еще сложнее представить игру Таро без хорошей истории. NieR Replicant, на мой взгляд, может похвастаться лучшей из них. Игра постепенно знакомит нас с персонажами, которые уже через несколько часов становятся для игрока родными. Как только вам начинает казаться, что вы знаете своего спутника как облупленного, игра вытаскивает наружу очередной его темный секрет. Причем это касается не только членов команды, но и второстепенных героев. Но и это не все. Я уже говорил, что у игры несколько концовок. При втором прохождении главный герой станет понимать речь врагов, из которых можно узнать их историю и понять, что ими движет. Таким образом игрок будет раскрывать больше информации как о мире игры, так и о населяющих его существах. К слову, в новой версии добавили полноценную пятую концовку, которая раньше была описана лишь в книге Grimoire Nier.

Звуковое сопровождение, которое и в оригинальной игре было потрясающим, теперь пополнилось несколькими новыми композициями, по большей части являющиеся ремиксами старых треков. Также была добавлена возможность заменить оригинальный саундтрек на композиции из NieR Automata. Даже спустя столько лет саундтрек “репликанта” является одним из лучших среди музыкальных сопровождений для игр и великолепно слушается в отрыве от игры. Я, к примеру, как добавил его в свой плейлист несколько лет назад, так и слушаю по сей день.

Ругающаяся Кайнэ - явление довольно частое и каждый раз забавное.
Ругающаяся Кайнэ - явление довольно частое и каждый раз забавное.

С технической точки зрения обновленную версию можно сравнить с NieR Automata, графика здесь примерно на том же уровне. Модели персонажей переделали с нуля, полностью озвучили (в оригинале у многих не было голоса), локации облагородили, добавили различных эффектов. Но не обошлось и без огрехов, игра все-таки для прошлого поколения консолей, и чтобы добиться высокой кадровой частоты пришлось пойти на компромиссы. Загрузки между локациями тоже перекочевали из оригинала, что довольно странно. Сами локации не такие уж большие, а мощностей консолей прошлого поколения должно было хватить, чтобы избавиться от них. Во время прохождения сложно отделаться от ощущения, что многие вещи можно было сделать намного лучше.

Что касается перевода, игра полностью на английском языке, однако его качество, на мой взгляд, спорное. Мой словарный запас японского языка из десяти слов позволил мне чуть ли не каждую кат-сцену слышать различия между тем что говорят, и тем что написано в субтитрах. Из-за этого местами из английского перевода пропадают довольно интересные или важные детали.

Поместье Эмиля, которое сильно напоминает особняк из Resident Evil, скрывает много загадок.
Поместье Эмиля, которое сильно напоминает особняк из Resident Evil, скрывает много загадок.

***

Довольно сложно описать, что представляет из себя NieR Replicant в целом. Если у NieR Automata был хороший способ вызвать интерес у игрока в виде главной героини и отличного игрового процесса, то у Replicant есть только история, по которой нужно пробираться сквозь не самый лучший, но заметно похорошевший в ремастере, геймплей. Это совершенно точно игра “не для всех”. Однако, если вы проявите малейший интерес к этой истории, она полностью займет ваше сердце. И вряд ли когда-нибудь его покинет.

Понравилось:

  • Отличный сюжет
  • Персонажи и их развитие
  • Один из лучших саундтреков
  • Фирменный геймдизайн Йоко Таро
  • Похорошевший игровой процесс

Не понравилось:

  • Большинство сайд-квестов вызывают скуку
  • Геймплейный баланс
  • Загрузки между локациями никуда не делись

Оценка: 9/10

Автор: Станислав Исмайлов


Читайте также на myPlayStation


На PS3 скрытый параметр позволяет уменьшить задержку в играх коллекции PS2 Classics Пользователь Twitter @StickmanSham снял видеролик, который демонстрирует использование скрытого меню PS3. Оно позволяет игрокам изменить всего лишь один параметр и тем самым сделать классические игры более играбельными.
Обзор Ratchet & Clank: Rift Apart Прошло 5 лет с тех пор, как талантливая студия Insomniac Games последний раз радовала своих фанатов возвращением милого ломбакса. Наступил 2021 год и разработчики выпустили Ratchet & Clank: Сквозь Миры , логическое продолжение "Ratchet & Clank: Into the Nexus" 2013 года.